Shaul Reznik (shaulreznik) wrote,
Shaul Reznik
shaulreznik

Categories:
Как известно, Ильф и Петров изначально выполняли функцию литературных негров Катаева. Делали они это неплохо: «12 стульев» по стилю очень напоминают катаевских «Растратчиков»: сравните начало «Растратчиков» с главой «Великий комбинатор».

Идем дальше. Изначально «Золотой теленок» должен был заканчиваться женитьбой Бендера на Зосе Синицкой. Так сказать, превращением аполитичного махинатора в нормального и законопослушного советского человека. В окончательной редакции Бендера грабят румынские пограничники.

Понятно, чем вызван такой сюжетный поворот: НЭП свернут, гайки закручиваются, врагов режима или просто не-друзей теперь надо не перевоспитывать, а уничтожать, пусть и морально. Но очень может быть, что существовала и дополнительная причина. В финале «Растратчиков» главный герой получает небольшой срок и, выходя под конвоем из здания суда, видит милую девушку. Цитата: «И он стал думать о том чудесном, замечательном и неизбежном дне через пять лет, когда он выйдет из тюрьмы на свободу».

А теперь – гипотеза: Ильф и Петров отвергли сцену женитьбы Остапа на «милой девушке» Синицкой именно для того, чтобы «Золотой теленок» не был похож на «Растратчиков». Литературные негры обрели окончательную свободу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments