(no subject)

Главным доказательством существования Б-га является антисемитизм. Потому что, вопреки узнавшей про руандийский геноцид Натали Портман и официальному аккаунту Армии обороны Израиля, который к жертвам Холокоста приплюсовывал цыган и секс-меньшинства, антисемитизм максимально нелогичен.

Стандартная ксенофобия появляется ввиду непохожести "понаехавших": язык не тот, повадки чуждые, из кухни пахнет не по-нашему. Но проходит поколение, и американец с ирландскими, итальянскими и прочими корнями, и канадец с украинскими - свой в доску. Чернокожим и узкоглазым труднее, но и их было решено полюбить под гнетом политкорректности.

Евреям ни помогает ни-че-го. Остались верны традициям - получили крестовый поход, погромы и советскую власть. Перешли в иную веру - в русском фольклоре появилась пословица про коня леченого и вора прощеного. Фамилии сменили - товарищ Сталин в конце 40-х начал раскрывать литературные псевдонимы безродных космополитов, а герр Гитлер в конце 30-х позаботился, чтобы еще не убитым Рудольфам и Брунхилдам в аусвайс вписали имена Исраэль и Сара.

Никакие линейные стратегии борьбы с антисемитизмом не помогли. Цыганский барон прекратит кочевать и устроится в театр "Ромэн" - всё, уважаемый человек. Еврей из ростовщика станет врачом - заработает "дело врачей".

Сионизм - замечательная линейная стратегия борьбы с ксенофобией, которая стопроцентно помогла бы любому народу, кроме евреев. Создали еврейское государство - получили арабский, а потом и всемирный "антиизраилизм". Организовали самую сильную армию на Ближнем Востоке, и теперь она бомбит пустые офисы "Хамаса", а ее генералы долдонят, что военного решения нет.

А теперь читаем тут, начиная со слов "И будет: если не будешь слушать гласа Господа, Б-га твоего". Но там описывается диагноз, а лечение, увы, в ближайшее время не наступит. Всеобщий переход к "И будет: если ты будешь слушать гласа Господа, Б-га твоего" - из области фантастики. Плюс иудейская концепция общего корабля, в котором просверливание дырочки в отдельно взятой каюте оборачивается гибелью всех пассажиров.

Поэтому еще настрадаемся.

(no subject)

Хватит о Зеленском, давайте поговорим о Фейглине. Ажиотаж вокруг партии «Зеут», адепты которой более чем полностью принадлежат к праворелигиозному сектору (все ссылки — в комментах), продемонстрировал специфику религиозного мышления. А именно — поиск легких решений, которые можно сформулировать одной фразой. С последующим разочарованием (у каждого правила есть исключения, мир сложен) и последующим же поиском новой, столь же лаконичной панацеи.

Почему выходцы из местечек бежали в революцию? Максима «исполняй заповеди, изучай Тору, и всё будет хорошо» еще 2000 лет назад обросла сносками и комментариями. За проступок одного человека может пострадать целая община — см. историю с Аханом, взявшим от заклятого. О праведниках, которым плохо, и грешниках, которым хорошо, написаны фолианты: праведники получают награду не в нашем, а в загробном мире, а еще есть переселение душ, и страдающий праведник может оказаться грешником из прошлого поколения со вступившим в силу приговором. Наконец, неисповедимы пути Г-сподни и т. д. и т. п.

На фоне этой цветущей сложности появляется марксист, взбирается на холмик напротив бани и начинает вещать. Общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых, фабрикантов и рабоче-крестьян. Первые плохие, вторые хорошие. Если отобрать власть и ресурсы у плохих, передав хорошим, наступит рай на земле. Настрадавшийся ешиботник сбривает пейсы и бежит в комсомол. Через десяток лет выясняется, что тоталитарное государство «хороших» с плановой экономикой хуже авторитарного государства «плохих» с жаждой наживы.

Либертариантство — зеркальная версия марксизма. Государство плохое, граждане хорошие и замечательно самоорганизуются, вне связи с образовательным уровнем и ментальностью. Всё надо приватизировать и децентрализовать. Результат — рай на земле и душевное спокойствие. Отменим полномочия главного раввината — зауважают религию (в платформе «Зеут» это написано черным по белому), государство прекратит регистрировать браки — ЛГБТ-полемика прекратится. Вот и побежали выходцы из израильских местечек к Фейглину за свободой и счастьем.

Основная проблема теоретиков слева, как в 1917-м, и справа, как в 2019-м, заключается в нежелании воплощать философские изыскания в ограниченных рамках пилотных проектов, прежде чем ставить страну на кон. Еще неплохо было бы изучить исторический опыт: в США сегрегации давно уж нет, но желание взять реванш у экс-сегрегируемых лишь усиливается (см. «культурная апроприация», «привилегированные цисгендерные мужчины» и т. п.), людям свойственно уклоняться от любого налогообложения, а не только от прогрессивного, монополии и картели появляются при наисвободнейшей экономике.

Возвращаясь к постулатам иудаизма, «Ведь с юности побуждения человеческого сердца — зло» (Берешит 8:21) и «Сильнейший побеждает» (Талмуд, трактат Бава Батра 34б).

העם עם הקולב

לסבא וסבתא יש מועמדים,
מצע לְדַסְקֵס ולקצוף.
ולי יש בחירות מול ארון הבגדים,
קשות ותכופות פי אינסוף.

ביום רביעי את כולי היממה
אותה החולצה התכולה -
אַחַר כהונה של חצי יממה
היא כבר מלוכלכת כולה.

גרבי הכותנה לסיעות התפצלו
בשפע גדלים וצורות,
חוטי הציצית (רוע לב או עַצְלוּת?)
תמיד מסתבכים בצרות.

אבוי, הַמִּכְנָס קוֹאָלִיצְיָה ייסד!
אודה מלוא הפֶה, לא אבוש:
למסטיק חָבַר שהונח על כיסא,
ואין לי בכלל מה ללבוש.

מי שקט יבטיח, ישיב מלחמה
לַכָּאוֹס הזה הארור?
צריך גבר-גבר, מנהיג האומה...
לאימא קראתי, ברור.

(no subject)

Меир Шалев - это Чехов, который думает, что он Толстой. История о бабушкином пылесосе должна была закончиться на десятой странице, но автор в имиджевых и маркетинговых целях тискает рОманы, а не рассказы. Страницы, свободные от сюжетной линии, заполняются перечислением семейного меню, обучением правильному выкручиванию половых тряпок, описанием мира кибуцной флоры и фауны.

На книжной полке у Яира Лапида стоят сборники цитат и афоризмов, чтобы казаться эрудитом. Шалев с аналогичными целями обзавелся, судя по всему, словарем агрономических терминов, а также тезаурусом синонимов. Там, где предполагается עברנו, писатель раскроет словарь, проведет пальцем по строке и ногтем подчеркнет עקרנו.

Еще у израильского Чехова ружье из первой главы выстрелит во второй, даст автоматную очередь в пятой, о которой будет упомянуто в шестой. В десятой и пятнадцатой будет описан процесс сборки-разборки оружия, включая описание капающего на пупавку полевую и золототысячник обыкновенный масла - с указанием фирмы-производителя.

Русский акцент бабушки демонстрируется в каждой ее реплике, а еще в воспоминаниях родственников о бабушке же. Ложка сметаны, всунутая в малолетнего худосочного прозаика, будет реинкарнирована еще пару раз. Даже выражение "рыбий хвост", которым дедушка называл селедку от и до, используется с частотой и резвостью SEO-оптимизатора.

В сухом остатке: הדבר היה ככה - вещь читабельная. В особенности, по диагонали.

(no subject)

Из писем Есенина. Есенина, а не, скажем, Марии Захаровой:

"Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва. В чикагские «сто тысяч улиц» можно загонять только свиней

(...) Никак не желаю говорить на этом проклятом аглицком языке. Кроме русского, никакого другого не признаю и держу себя так, что ежели кому-нибудь любопытно со мной говорить, то пусть учится по-русски.

(...) Знаете ли Вы, милостивый государь, Европу? Нет! Вы не знаете Европы. Боже мой, какое впечатление, как бьется сердце... О нет, Вы не знаете Европы! Во-первых, Боже мой, такая гадость однообразия, такая духовная нищета, что блевать хочется.

(...) Паршивейшее Бель-Голландское море и свиные тупые морды европейцев".